«Семь красавиц» — поэма классика персидской поэзии Низами Гянджеви из его сборника «Хамсе», написанная в 1197 году на персидском языке. В основу сюжета поэмы положена легенда о сасанидском шахе Бахрам Гуре (420—439 годы). Почти половину всей поэмы составляют семь рассказов жён Бахрама — царевен, живущих в семи дворцах (павильонах), каждый из которых, в соответствии с древней мифологией, посвящён какой-либо планете и дню недели и имеет соответствующий цвет. Бахрам посещает каждую принцессу в определённый день недели: в субботу — индийскую принцессу, которой правит Сатурн, во дворце с чёрным куполом, в воскресенье — туркестанскую (китайскую) принцессу, которой правит Солнце, во дворце с жёлтым куполом, в понедельник — хорезмскую принцессу, которой правит Луна, во дворце с зелёным куполом, во вторник — славянскую принцессу, которой правит Марс, во дворце с красным куполом, в среду — магрибскую принцессу, которой правит Меркурий, во дворце с бирюзовым куполом, в четверг — румийскую (византийскую) принцессу, которой правит Юпитер, во дворце цвета сандалового дерева — и в пятницу — иранскую принцессу, которой правит Венера, во дворце с белым куполом. Каждая из принцесс рассказывает царю свою историю, которая соответствует определённому настроению и её соответствующему цвету. Сюжет каждой новеллы — любовное переживание, причём, в соответствии с переходом от чёрного цвета к белому, грубая чувственность сменяется духовно просветлённой любовью. «Семь красавиц» считается шедевром эротической литературы, но эта работа также полна нравоучений. Согласно Энциклопедии ислама, Низами оставался верен умеренности и писал о необходимости ограничения эротики сдержанностью, а гедонистических удовольствий — ответственностью за управление государством. Несмотря на то, что поэт любил описывать сцены увеселения шаха, основной смысл поэмы в том, что физические страсти могут принести наибольшее наслаждение только тогда, когда они находятся в контексте добродетели, простоты и доброты.
Бахрам в красном дворце (у славянской принцессы), Каллиграф Махмуд, 1431, Эрмитаж
«Семь красавиц» — поэма классика персидской поэзии Низами Гянджеви из его сборника «Хамсе», написанная в 1197 году на персидском языке. В основу сюжета поэмы положена легенда о сасанидском шахе Бахрам Гуре (420—439 годы). Почти половину всей поэмы составляют семь рассказов жён Бахрама — царевен, живущих в семи дворцах (павильонах), каждый из которых, в соответствии с древней мифологией, посвящён какой-либо планете и дню недели и имеет соответствующий цвет. Бахрам посещает каждую принцессу в определённый день недели: в субботу — индийскую принцессу, которой правит Сатурн, во дворце с чёрным куполом, в воскресенье — туркестанскую (китайскую) принцессу, которой правит Солнце, во дворце с жёлтым куполом, в понедельник — хорезмскую принцессу, которой правит Луна, во дворце с зелёным куполом, во вторник — славянскую принцессу, которой правит Марс, во дворце с красным куполом, в среду — магрибскую принцессу, которой правит Меркурий, во дворце с бирюзовым куполом, в четверг — румийскую (византийскую) принцессу, которой правит Юпитер, во дворце цвета сандалового дерева — и в пятницу — иранскую принцессу, которой правит Венера, во дворце с белым куполом. Каждая из принцесс рассказывает царю свою историю, которая соответствует определённому настроению и её соответствующему цвету. Сюжет каждой новеллы — любовное переживание, причём, в соответствии с переходом от чёрного цвета к белому, грубая чувственность сменяется духовно просветлённой любовью. «Семь красавиц» считается шедевром эротической литературы, но эта работа также полна нравоучений. Согласно Энциклопедии ислама, Низами оставался верен умеренности и писал о необходимости ограничения эротики сдержанностью, а гедонистических удовольствий — ответственностью за управление государством. Несмотря на то, что поэт любил описывать сцены увеселения шаха, основной смысл поэмы в том, что физические страсти могут принести наибольшее наслаждение только тогда, когда они находятся в контексте добродетели, простоты и доброты.
Posts from This Journal “Эрмитаж” Tag
-
Воронихин Андрей Никифорович, Проект фасада Собора Казанской иконы Божией Матери с западной стороны
Воронихин Андрей Никифорович, Проект фасада Собора Казанской иконы Божией Матери с западной стороны, Эрмитаж
-
Клавдий Лебедев, Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи, холст, масло
Клавдий Лебедев, Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи, холст, масло, Эрмитаж
-
Мельхиор де Хондекутер, Птицы в парке, 1686 г., 155х135 см., Эрмитаж
Современники прозвали его «Птичьим Рафаэлем»
-
Тоне Никола, Горный пейзаж, Эрмитаж
…
-
Андреа дель Сарто, Святое семейство с Иоанном Крестителем, 1529 г., дерево, масло, 129x100 см.
…
-
Луиджи Премацци, Особняк барона Штиглица А.Л., Парадный кабинет, 1870, Эрмитаж
…
-
Джордано Лука, Суд Париса, Эрмитаж
Зевс посылает Гермеса во Фракию, чтобы там Парис решил спор трех богинь: кому из них присудить яблоко с надписью «Прекраснейшей». Парис, хоть он и…
-
Лаунер Иозеф, Букет цветов с улиткой, Эрмитаж
…
-
Гиллис Мостарт, Пейзаж со сценой бегства в Египет, холст, масло, 40,5x68,5 см, Вторая половина XVI в
…
Journal information